Проект " Эта волшебница Вода" 

Проект " Эта волшебница Вода" 

 

Пояснительная записка.

Тип проекта: исследовательски – творческий.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.

Образовательная область: 

Познание» - информационные сообщения о воде, познавательно – исследовательская деятельность с водой.

«Коммуникация» -  беседы, сочинение сказок, заучивание пословиц и поговорок о воде.

«Безопасность» - знакомство с правилами поведения на воде.

«Художественное творчество» - изготовление поделок по данной теме.

«Музыка» -использование музыкальных произведений как средства обогащения представлений детей о воде и ее свойствах.

                                                                                

Продолжительность: краткосрочный.

Срок реализации: декабрь- февраль.

Актуальность темы: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников.

    Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

     Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

   Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. Огромная роль в организации этой проблемы отводят экологическому образованию детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

      Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это достигается путем решения задач воспитания экологической культуры дошкольников.

       Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта.

Цель проекта: Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания. Выявление утечки чистой воды и практических дел, направленных на сбережение запасов чистой воды.

Задачи:

  1. Систематизировать и расширить представления детей о свойствах воды.
  2. Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  3. Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе практического опыта.
  4. Активизировать природоведческий словарь ребенка.
  5. Воспитывать чувство взаимопомощи, аккуратности при проведении опытов. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
  6. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях.
  7. Дать представление о процессе перехода воды из одного агрегатного состояния в другое.
  8. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).

 

Методы и приемы:

  1. Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», сказка «День рождения Дельфиненка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи А.С. Пушкина «О море», Н.А. Рыжова Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр»

      и др.

 

  1. Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы».
  2. Беседы на темы:
  • Какие водоемы на нашей планете ты знаешь?
  • Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?
  • Какие свойства воды ты знаешь?
  • Зачем человеку нужна вода?
  • А еще кому нужна вода?
  • Что было бы, если бы с земли ушла вода?
  1. Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды.

 

  1. Отгадывание загадок.
  2. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморось, иней, сосульки, капель, ручейки и т.д.).

 

  1. Просмотр фильмов о природе.
  2. Игры – эксперименты, игры – опыты.
  3. Подвижные игры: «Караси и щука», «На болоте», «Ручеек», «Капельки».
  4. Моделирование «Круговорот воды в природе»
  5. Составление памятки «Правила поведения на воде».
  6. Дидактические игры: «Отвечай быстро», «Хорошо-плохо», «Да – нет», «Кто быстрее соберет», «Подскажи словечко», «Мы – капельки» «Круги на воде», игры с водой, игры со снегом.

Для реализации намеченных задач предполагает создание развивающей предметно – пространственной среды:

  1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.
  2. Пополнить развивающую среду:
  • Подбор художественной литературы по теме;
  • Подбор энциклопедий, карт, схем;
  • Составление картотек загадок, ребусов, стихов, поговорок;
  • Составление картотеки опытов с водой;
  • Подготовка оборудования для опытов с водой.

Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.

Подготовить информацию для родителей по темам:

  • Эксперимент в детском саду;
  • Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников;
  • Почему воду нужно беречь?
  • Составление схемы «Круговорот воды в природе».
  • Провести презентацию «Мир воды».

   Создание лепбука по данной теме

        Ожидаемый результат:

  •  Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.
  • Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
  • Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.
  • Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.
  • Ребенок может ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, уважать мнение собеседника.
  • Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

 

                                    Этапы работы с детьми над проектом

Месяц

Форма работы

Задачи

Источник

Декабрь

Беседа: «Вода вокруг нас»

Обратить внимание детей на значение воды в жизни людей, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Куда бежит река»

Познакомить

детей с особенностями разных водоемов на примере рек(озер).

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Ходит капелька по кругу»

Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Эта волшебница вода»

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней, мороз, туман), показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

 

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

Январь

Эксперимент «Под снегом теплее, чем на снегу»

Подвести детей к выводу о том, что под снегом теплее, чем на поверхности снежного покрова.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Какой бывает вода»

Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Лед- это твердая вода»

Познакомить детей со свойствами льда, его значением в жизни животных и человека, показать, что лед-это особое

состояние воды, твердая вода.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

 

«Мы и река»

Формировать у детей навыки экологически грамотного поведения во время пребывания на водоемах, научить любоваться реками, озерами, понимать необходимость бережного к ним отношения и последствия экологически неграмотного поведения.

Наталья Рыжова, Светлана Мусиенко «Вода вокруг нас»

Конспект

Февраль

Опыт «Цветные льдинки»

Знакомство детей со свойствами льда

Конспект

 

Загадки, потешки о воде

Закреплять, активизировать речевой словарь.

 

Конспект

 

Кто живет в воде.

Рисование «Кит»

1.Воспитывать интерес к обитателям морского дна.

 2. Развивать эмоциональное восприятие, творческое воображение.

  3.Обогащать словарный запас детей.

 

Конспект

 

«Оригами- рыбки»

Продолжать знакомить детей с искусством оригами; Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Совершенствовать умение работать с ножницами.  Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.

Воспитывать желание доставлять радость другим от своей работы.

 

Конспект

 


Автор:  Воропаева