Родина начинается с семьи

Родина начинается с семьи

Как научить ребенка называть по имени и отчеству

 

Каждый из нас при рождении получает имя. И важно, чтобы маленький человек к школе знал не только свое имя, но и имена своих родных и знакомых. Школьные психологи называют это одним из критериев зрелости. Вы думаете, все так просто? Оказывается, нет!

Поучите малышей образовывать отчества.
Скажите, что отчество образуется от имени папы. Правда, дети могут, не разобравшись, образовывать и такие отчества: Вадикович, Сашевна, Юрикович и даже Шушуневна (просто мама называла папу Шушуней). Дети не понимают разницы между короткими, уменьшительно-ласкательными и полными именами.
Объясните, что у каждого человека есть длинное полное имя, которое записано во всех его документах. А есть такие имена, которыми пользуются его родные и друзья.

Нужно дать задание крохе от полного имени папы образовывать отчество, прибавляя «-ович», а для девочки — «-овна».
Не забывайте и про женские имена, хотя они и не понадобятся для образования отчеств. На вопрос ребенка «Почему не дают отчество по маме?» отвечайте, что так принято.

Важно! Чтобы ребенок умел образовывать свое отчество (а также отчества родителей), он должен знать разницу между коротким и полным именем. К 6-летнему возрасту, говорят специалисты, это необходимый элемент социальной компетентности.

Какое отчество у тебя будет?

В группе детей учить отчества еще интереснее. В детсаду воспитатель может устроить игру «Перенесемся в будущее»:
— Сеня, а какое отчество будет у твоего ребенка?
Сеня задумался, а остальные ребята тут же включились: интересно же!
— По-моему… Мое полное имя Семен… значит… Семенович!
— А если девочка?
—Тогда — Семеновна!

Ребята начинают вести себя более солидно, задумавшись о том, что у них тоже когда-то будут дети. А у детей будут отчества! Девочки, хоть и смущаясь, тоже включаются в игру. Процесс словообразования перестает быть скучным делом.

Важно! Пусть изучение отчества не будет для ребенка чем-то скучным, облеките этот процесс в интересную для него форму. Изучение отчеств — повод поговорить с ребенком о важных вещах, о семейных ценностях. Это очень живая и интересная тема. И пусть ребенок сначала запинается, вспоминая, какое отчество у него или у вас. Главное, чтобы он понимал, как именно оно образуется.
Это гораздо ценнее, чем автоматическая заученность.

Та тетя…

Интересно, что, даже посещая сад несколько лет, некоторые дети уверенно не могут назвать имени своей воспитательницы.
Иногда я искренне удивляюсь, глядя на некоторых родителей. Заходя с утра или вечером в группу, вместо бодрого «Здравствуйте, Мария Семеновна!» они либо молчат, либо говорят: «Э-э-э… здравствуйте…»
Очевидно, что они не знают, как зовут воспитателя ребенка! Можно ли удивляться, если их чадо называет воспитателя «Ну… та тетя в саду…»?

Пока для ребенка человек остается «той тетей» или «тем дядей», с ним не будет установлен контакт. Знание имени и употребление его в речи — это первый шаг к тому, чтобы начать интересоваться другим человеком, проникать в его интересы, внутренний мир, доверять ему.

Важно! Помните, если вы хотите, чтобы у детей возник контакт со значимым для него взрослым человеком (воспитателем, тренером, преподавателем), начните с имени. Потренируйтесь с ребенком его произносить.
Для маленького человека это не всегда бывает просто, но ваша настойчивость покажет ему: имя — это важно. Говоря с малышом, сами называйте его по имени-отчеству. Здоровайтесь и прощайтесь, проговаривая имя.

Важно! Дайте ребенку понимание того, что имя его сверстника — это важно. Останавливайте его при формулировках «один мальчик» или «какая-то девочка». Спросите: «Кто именно? Как его (ее) зовут?» Дети, хорошо ориентирующиеся в именах окружающих людей, как правило, больше нравятся окружающим. Их больше уважают сверстники, сними хотят дружить. Чаще задавайте вопросы: «А что он любит? Какой он? Чем он интересуется?» С имени мы начинаем путь к человеку.

Пока мы не запомнили имя, мы не можем перейти на новый уровень отношений и доверия.
Очень полезно поиграть с малышами в игру «Ласковое имя»: пусть малыши придумывают друг другу ласковые имена. Такая игра улучшает отношения в коллективе.

    Как учить ребенка имени и фамилии?

Как-то никогда не возникал вопрос, что это надо делать специально. Просто необходимо использовать это в жизни, рассказывать ребенку об этом.

Имя для человека очень важно. Доказано, что если называешь человека по имени, невольно располагаешь его к себе. Так что, не стоит называть ребенка дома только зайчиком и солнышком, а чаще использовать имя, которое вы ему дали.

Понятно, что дома вы не зовете ребенка по фамилии, но, наверняка, он слышал и знает, что так вас называют другие. Необходимо это отметить, подчеркнуть.

Также, по мере возможности, рассказывайте ребенку историю вашей семьи, происхождение фамилии, имени. Что оно означает, почему или в честь кого его так назвали.

Дети, которые придумывают себе вымышленные имена, возможно, имеют нестабильную самооценку. Иногда – завышенную, как в Вашем примере, или заниженную, если ребенок игнорирует свое имя и фамилию, и присваивает себе чужое или вымышленное имя не только на время игры.

Как бы то не было, учите ребенка любить и ценить то имя, которым нарекли его родители!

 


Автор:  Воропаева

Волкова