Дети и телевизор.

Дети и телевизор.

В наши дни телевизор, видео, компьютер и игровые приставки прочно вошли в жизнь многих детей. Экран все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. Он становится главным «воспитателем» ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят телевизор 28 часов в неделю, то есть около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.

Это безобидное времяпрепровождение вполне устраивает не только детей, но и их родителей. В самом деле, кроха не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску, и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастает первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них – отставание в развитии речи. В последние годы и родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада.

Овладение разговорными навыками в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда кроха не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Ответные высказывания ребенка возникают исключительно на живую речь, адресованную конкретно ему. Речевые звуки, не обращенные к малышу лично и не предполагающие ответа, не затрагивают волю, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком». Речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих слов, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняться криками или жестами.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни «дефицит концентрации». Она особенно ярко проявляется в обучении и характеризуется гиперактивностью и повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. В то же время многообразные впечатления воспринимаются им поверхностно и отрывочно.

Кроме того, многим малышам стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу в памяти и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не удерживают и не связывают их. В результате не понимают текста в целом.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - резкое снижение фантазии и творческой активности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения новых сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Им неинтересно общаться друг с другом. Вообще общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают возиться, толкаться или нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.

Телевизор всему виной?

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты – повышение детской жестокости и агрессивности. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских «шалостей». Конечно, мальчишки дрались всегда, но в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений на школьном дворе, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Но неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана. Когда ТВ поглощает все силы и внимание малыша, когда оно подменяет для маленького ребенка общение с близкими взрослыми, то, безусловно, оказывается мощное формирующее, вернее, деформирующее влияние на становление психики.

Детский возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира. Изменить или наверстать упущенное в дальнейшем практически невозможно. Возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) – время зарождения и формирования наиболее общих фундаментальных способностей человека.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечены и признаны своеобразие и особенности первых лет. Только в конце прошлого века было открыто качественное своеобразие детства, принципиальные различия в воспитании мира ребенка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые еще многого не знают и не умеют. Но сейчас это особое своеобразие и фундаментальное значение детства опять оттесняется на задний план. Это происходит под предлогом «требований современности» и «защиты прав ребенка». Полагается, что с маленьким ребенком можно обращаться так же, как со взрослым: его можно учить чему угодно, ему можно объяснять нормы и правила поведения. Сажая малыша перед телевизором, родители полагают, что он так же, как и взрослый, понимает происходящие на экране события. Но это далеко не так. Вспоминается эпизод из одного западного фильма, в котором молодой отец, оставшись с двухлетним малышом дома, неумело хлопочет по хозяйству, а ребенок спокойно сидит перед телевизором и смотрит эротический фильм. Вдруг «кино» кончается, ми ребенок начинает орать. Испробовав все возможные средства утешения, папа сажает малыша перед окном. стиральной машины, в котором крутится и мелькает цветное белье. Ребенок резко замолкает и спокойно смотрит на новый «экран» с той же завороженностью, как раньше он смотрел в телевизор. Этот пример наглядно иллюстрирует своеобразие восприятия изображения маленьким ребенком. Он не вникает в содержание и сюжеты, не понимает действий и отношений героев, кроха просто видит яркие движущиеся пятна, которые, как магнитом, притягивают его внимание. Привыкнув к такой зрительной манипуляции, малыш начинает испытывать потребность в ней, ищет ее повсюду. Примитивная зависимость от сенсорных ощущений может закрыть малышу все богатство мира. Ему все равно, куда смотреть, - только бы мелькало, двигалось, шумело. Примерно также он начинает воспринимать и окружающую действительность.

Право на детство.

Главное право ребенка – это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые обирают его и нарушают основной закон развития психики ребенка. Попытаюсь напомнить и пояснить этот закон, открытый Л. С. Выготским.

Суть его заключается в том, что становление внутреннего мира ребенка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым. Все высшие психические функции малыша – его интересы, переживания, представления, образы – первоначально существуют не внутри его самого, а в пространстве между ребенком и взрослым. При этом взрослый не навязывает крохе какие-то свои представления или ценности. Он вместе с ним строит его внутренний мир, открывая новые грани действительности, которые сами по себе не видны и поэтому могут остаться незамеченными. Окружающие маленького ребенка предметы не воздействуют на него непосредственно. Можно видеть множество кошек и собак, но не знать, что они живые, что им бывает больно или холодно. Можно видеть деревья и цветы, но не замечать, что они красивые; можно натыкаться на кубики, но не испытывать никакого интереса к постройкам башен и дворцов. Внутреннюю, культурную суть вещей кроха открывает только вместе с взрослым, благодаря тому, что близкий человек вступает с ним в диалог.

И только потом, открытые и опробованные вместе со взрослым человеческие представления, ценности, переживания входят в психическую жизнь ребенка и становятся «своими». Если же малыш в раннем возрасте лишен полноценного общения со взрослыми, то смысл окружающих вещей, а вместе с ним и вся человеческая культура, остается закрытым, чужим, невостребованным, а его внутренний мир – пустым.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но подключать подрастающее поколение к информационной технике можно только тогда, когда оно готово к ее использованию по назначению. Когда ТВ будет для детей именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их воспитателем.